Муниципальные ресурсные центры г. Нижний Тагил
2022 год
Организация пространства помещений и территории ДОУ с учетом особых образовательных потребностей детей с ОВЗ
Материалы консультации. Дата проведения: 17.11.2022 г.
2021 год
Взаимодействие участников сопровождения: организационный и содержательный аспект
Консультация . Дата открытия: 25.12.2021 г.
Организация тьюторского сопровождения
Кейс включает видеокомментарии о вариантах тьюторского сопровождения в соответствии с рекомендациями в заключениях ПМПК, методические пособия и электронные ресурсы, примерные формы документационного обеспечения тьюторского сопровождения.
Дата открытия: 17.12.2021 г.
Организация коррекционно-развивающей работы в дистанционной форме
Стажировочная сессия (Программа). Дата открытия: 13.12.2021
Педагогический brain building
Интерактивный игровой тренинг для педагогов, реализующих АООП дошкольного образования
О получении сертификата. Уважаемые коллеги! Если Вы заполнили заявку на получение сертификата, но не получили его, напишите, пожалуйста куратору игры torlopova@mail.ru (Колупаева Наталья Ивановна). Обратите внимание, что сертификат может быть отправлен на почту, связанную с аккаунтом Google (проверяйте адрес электронной почты для отправления сертификата)
Дискуссионная площадка проекта «Развитие инклюзивного дошкольного образования г. Н.Тагил»
Дата: 14.09.2021
Актуальные вопросы разработки адаптированных образовательных программ в группах различной направленности (Масленникова Т.В., к.п.н., директор МБОУ НШДС №105)
МБОУ НШДС №105 — УЧАСТНИК ПРОЕКТА «ВЗАИМООБУЧЕНИЕ ГОРОДОВ»
Дата: 26.03.2021 г.
Опыт организации открытой образовательной среды, позволяющей реализовать особые потребности и содействующей социализации и успешности каждого ребенка, был представлен на видеоконференции в рамках проекта «Взаимообучение городов» 26 марта 2021 г. В видеоконференции «Эффективный опыт современной школы: полезные практики для каждого» приняли участие более 20 городов Российской Федерации. Выступления участников и презентации будут доступны на видеоканале (https://www.youtube.com/channel/UCCTHs-Ke_Hb_OykR1_2fPkw/live) и сайте Московского центра развития кадрового потенциала образования (https://mcrkpo.ru/). Видеозапись выступления директора МБОУ НШДС №105 Татьяны Васильевны Масленниковой в составе секции «Портрет современной школы: индивидуализация обучения детей с разными образовательными потребностями», можно посмотреть по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=sGdndcPstRo
Оказание межведомственной помощи семьям, воспитывающим детей с ОВЗ
Круглый стол и информационный ресурс об участниках межведомственного взаимодействия (дата открытия 28.04.2021 г.)
Формирование жизненных компетенций у детей с умственной отсталостью и ТМНР
Материалы стажировочных сессий
- Стажировочная сессия №1 «Формирование жизненных компетенций: общие вопросы и подходы к оценке» (февраль 2021 г.)
- Стажировочная сессия №2 «Эффективные практики формирования жизненных компетенций у детей с ОВЗ» (май 2021 г.)
2020 год
Особенности реализации АООП в дистанционной форме
Материалы он-лайн консультации. (Дата проведения: 09.04.2020 г.)
- Организация дистанционного обучения детей с ОВЗ: вопросы реализации АООП (слайдовая презентация, сост. Колупаева Н.И.)
- Ресурсы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий для детей с ОВЗ (аннотированный каталог, сост. Масленникова Т.В.)
- Как работать с Google формой: возможности и инструкция пользователя (слайдовая презентация, сост. Колупаева Н.И.)
- Вариант анкеты обратной связи для родителей детей с ТМНР (при реализации СИПР)
- Рекомендации родителям по соблюдению охранительного режима при организации учебных занятий в дистанционной форме (инфографика, памятка)
Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ (психологическое направление)
Материалы стажировки для педагогов-психологов. Мероприятие организовано совместно с Муниципальной службой практической психологии г. Нижний Тагил. (Даты проведения: 11-20.03.2020 г.)
- Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ (материалы консультации) Слайдовая презентация ppt. / файл PDF (сост. Колупаева Н.И., к.п.н.)
- Документы, регламентирующие деятельность педагога-психолога (памятка) (сост. Колупаева Н.И., к.п.н.)
- Памятка по обеспечению специальных условий образования для обучающихся с ОВЗ (сост. Колупаева Н.И., к.п.н.)
- Каталог информационных ресурсов для педагогов-психологов по вопросам разработки и реализации АООП ДО, организации психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ (сост. Колупаева Н.И., к.п.н.; Богданова Н.С., педагог-психолог МСПС г. Нижний Тагил)
- Навигатор комплексных программ и технологий воспитания и обучения детей с ОВЗ
- Чек-лист для анализа образовательной деятельности коррекционно-развивающей направленности (форма)
2019 год
Информационные материалы для родителей
Материалы включают информацию о ресурсах правовой и психолого-педагогической помощи родителям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья. Материалы могут быть использованы педагогическими работниками для размещения в информационных уголках и стендах.
Материалы корпоративного практикума по вопросам разработки и реализации АООП дошкольного образования
(Даты проведения 11-12.12.2019 г.)
- Памятка по созданию специальных условий образования для обучающихся с ОВЗ. Материалы включают информацию для консультирования педагогических работников о перечне и содержании специальных условий в соответствии с требованиями законодательства, об особенностях организации условий развивающей предметно-пространственной среды коррекционно-развивающей направленности, описание общих и специальных методов коррекционно-развивающей работы.
- Схема анализа образовательной деятельности (карта оценки)
- Навигатор комплексных программ и технологий воспитания и обучения детей с ОВЗ
- Разработка адаптированной образовательной программы дошкольного образования и индивидуальной образовательной программы (каталог информационных ресурсов)
Особенности организации обучения детей с ТМНР по специальной индивидуальной программе развития (СИПР)
Материалы семинара для педагогических работников общеобразовательных организаций, участвующих в реализации СИПР (дата проведения 30.10.2019 г.; 06.12.2019 г.)
- Особенности обучения детей с интеллектуальными, тяжелыми и множественными нарушениями (сост. Масленникова Т.В., к.п.н.)
- СИПР: алгоритм проектирования и особенности реализации. Программно-методическое обеспечение реализации АООП образования обучающихся с УО (Вариант 2) (сост. Колупаева Н.И., к.п.н.)
- Подходы к организации психолого-педагогической диагностики и оценочной деятельности при реализации СИПР (сост. Колупаева Н.И., к.п.н.)
- Чек-лист для анализа образовательной деятельности коррекционно-развивающей направленности (форма для практической работы) (сост. Масленникова Т.В., к.п.н., Колупаева Н.И., к.п.н)
- Дополнительные материалы по вопросам обучения детей с ТМНР и реализации СИПР (дайджест) (сост. Колупаева Н.И., к.п.н.)
Навигатор комплексных программ и технологий воспитания и обучения детей дошкольного возраста с ОВЗ
Информационный ресурс включает перечень программно-методических материалов по вопросам обучения и воспитания детей с ОВЗ. Материалы структурированы по категориям нарушений развития с указанием примерных АООП дошкольного образования
Адаптивные педагогические технологии в образовании детей с ОВЗ
Материалы практико-ориентированного семинара для педагогов и специалистов в рамках информационно-просветительского дня для педагогов и родителей детей-инвалидов, детей с ОВЗ (Дата проведения: 05.06.2019 г.)
Успешная практика грантополучателя: от идеи до воплощения
Материалы аналитической студии для руководителей образовательных организаций. Дата проведения 17.04.2019 г.
Модели разновозрастного образования детей с разным уровнем образовательных возможностей
Материалы семинара-практикума. Дата проведения 31.01.2019 г.
Модели разновозрастного образования детей с разным уровнем образовательных возможностей (сост. Масленникова Т.В., к.п.н.)
Рабочий лист участников семинара-практикума (Оценка идей разновозрастного образования)
Профессиональный кейс «Модели разновозрастного образования» (методический ресурс )
Перечень вебинаров и видеоматериалы по вопросам обучения детей с ОВЗ
Перечень федеральных ресурсных центров по организации образования детей с ОВЗ (по категориям нарушений)
2018 год
Открытое образовательное пространство ДОО как условие психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ
Материалы выступления на Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные вопросы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов: психолого-педагогические аспект» , г. Екатеринбург, 05.12.2018 г.
Модели разновозрастного образования (методический ресурс)
Соблюдение норм законодательства во взаимодействии ДОО с родителями ребенка с ОВЗ и инвалидностью
Материалы круглого стола для руководителей, заместителей руководителей и специалистов ДОО. Дата проведения 08.11.2018 г.
- «Согласен, не согласен, может быть…» Спорные ситуации в вопросах взаимодействия ДОО с родителями воспитанников с ОВЗ и инвалидностью.
- Соблюдение норм законодательства во взаимодействии ДОО с родителями ребенка с ОВЗ и инвалидностью (сост. Масленникова Т.В., к.п.н. ). В презентации раскрыты
- психологические особенности родителей детей с ОВЗ и инвалидностью
- выделены основные законодательные акты и документы, определяющие права и обязанности родителей
- представлены варианты проблемных ситуаций во взаимодействии ДОО с семьями воспитанников и способы их решения
- «Ребенок с ОВЗв ДОО: не допустить ограничение прав родителей и детей (выписка из ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации», информационные карты для родителей (с элементами инфографики)
- Вопрос-ответ (локальная документация ДОО по организации образования ребенка с ОВЗ и инвалидностью)
Создание специальных условий реализации АООП дошкольного образования
Материалы городского семинара-практикума «Создание специальных условий реализации АООП дошкольного образования» (кейс) Дата проведения: 17.10.2018 г.
Кейс 1. Создание специальных условий для получения дошкольного образования детьми с ОВЗ (сост. Колупаева Н.И., к.п.н., Масленникова Т.В., к.п.н.)
- Нормативно-правовые аспекты, описание в АООП ДО, особенности обеспечения с учетом рекомендаций ПМПК, алгоритм деятельности ДОУ (презентация)
- Чек-лист обеспечения специальных образовательных условий в ДОО (бланк для практической работы и анализа деятельности ДОУ)
Кейс 2. Варианты организации специальных образовательных условий для детей с ОВЗ в рамках реализации АООП ДО
Специальные условия познавательного развития дошкольников с ОВЗ
- Вариативные способы работы с сюжетной картинкой (вариант сюжетной картинки) (сост. Волкова Е.С., учитель-дефектолог)
- Полифункциональные игры как средство решения коррекционно-развивающих задач познавательного развития (сост. Устюжанина Н.М., учитель-дефектолог)
Специальные условия речевого развития дошкольников с ОВЗ :
- Особенности подбора речевого материала для детей с разным уровнем образовательных возможностей (сост. Куминова У.И., учитель-логопед)
- Универсальные логопедические игры (описание; презентация) (сост. Чернова Е.Н., учитель-логопед)
Дайджест информационных ресурсов по вопросам создания специальных условий реализации АООП ДО (сост. Колупаева Н.И., к.п.н.)
Дополнительные информационно-методические материалы для педагогов размещены в виртуальном методическом кабинете в разделе «Педагогическая мастерская» (ссылка)
Вариативные адаптивные формы образования (сост. Масленникова Т.В., к.п.н.)
- Кейс 1. Мониторинг ресурсности образовательной организации для осуществления инклюзивного образовательного процесса
- Кейс 2. Сетевые модели взаимодействия образовательной организации по обеспечению специальных образовательных условий
- Кейс 3. Действия образовательной организации по обеспечению специальных образовательных условий (чек-лист)
Организация обучения детей с интеллектуальными, тяжелыми и множественными нарушениями (материалы для консультирования педагогов)
- Особенности организации обучения детей с интеллектуальными, тяжелыми и множественными нарушениями развития (сост. Масленникова Т.В., к.п.н.)
- Специальная индивидуальная программа развития (СИПР): алгоритм проектирования, особенности реализации, программно-методическое сопровождение (сост. Колупаева Н.И., к.п.н.)
Разработка АООП и АОП дошкольного образования (материалы для консультирования педагогов)
- Электронный ресурс включает нормативно-правовые основы разработки и реализации адаптированных основных общеобразовательных программ дошкольного образования, перечень программно-методического обеспечения образования детей с разным уровнем образовательных возможностей (по категориям нарушенного развития), пособия, статьи и публикации, посвященные вопросам разработки и реализации АООП и АОП дошкольного образования. Отдельным блоком выделен перечень вопросов и комментарии для педагогических работников и специалистов, осуществляющих разработку АООП и АОП дошкольного образования в ДОУ.
2017 год
Комплексные вариативные технологии психолого-педагогического сопровождения детей с разным уровнем образовательных возможностей
Материалы городского практикума «Комплексные вариативные технологии психолого-педагогического сопровождения детей с разным уровнем образовательных возможностей» (кейс) Дата проведения: 10.11.2017 г.
- Комплексные вариативные технологии психолого-педагогического сопровождения детей с разным уровнем образовательных возможностей (слайдовая презентация) (сот. Масленникова Т.В., к.п.н., Колупаева Н.И., к.п.н.)
- Чек-лист для анализа фрагмента организованной деятельности коррекционно-развивающей направленности (сост. Масленникова Т.В., к.п.н.)
- Дайджест информационных ресурсов по вопросам психолого-педагогического сопровождения детей с разными уровнем образовательных возможностей (PDF), (файл pptx.) (сост. Колупаева Н.И., к.п.н)
- Памятки для педагогов интегрированных групп и инклюзивных детских садов
Организация получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения ФГОС для детей с ОВЗ
Материалы дискуссионной площадки для заместителей руководителей школ, курирующих вопросы обучения детей с ОВЗ, педагогов-психологов, организованной в рамках городского августовского педагогического совещания (Дата проведения: 25.08.2017 г.)
- Организация получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения ФГОС для детей с ОВЗ (вводная презентация, авт-сост. Масленникова Т.В., к.п.н.)
- Квадрат функций (матрица) (авт-сост. авт-сост. Масленникова Т.В., к.п.н.)
- Формирование готовности педагогических кадров к реализации инклюзивной практики
- Инклюзивное образование: практика управленческих решений (авт-сост. Копылова Т.В.)
- Проектный офис Регионального ресурсного центра развития доступной образовательной среды в системе образования свердловской области как механизм управления областным социально-ориентированным педагогическим проектом «Социализация детей с ОВЗ в условиях введения и реализации ФГОС ОВЗ» (авт-сост. Баженова В.Л.)
- Формирование УУД у обучающихся с ОВЗ (авт-сост. Скоробогатова Ю.В., к.п.н.)
- РЦ для детей и подростков с ОВЗ Ленинского р-на
- РЦ для детей и подростков с ОВЗ Дзержинского р-на
Дополнительно:
- Инклюзивное образование: преемственность инклюзивной культуры и практики: сборник материалов IV Международной научно-практической конференции / гл.ред. С.В. Алехина. — М.: МГППУ, 2017. — 512 с.
- Калацкая Н.Н. Современные методы и технологии воспитания. конспекты лекций [Электронный ресурс]. — Казань, 2014
Разработка системы оценки динамики индивидуального развития ребенка как части адаптированной образовательной программы
Материалы семинара-практикума «Разработка системы оценки индивидуальной динамики развития ребенка как части адаптированной образовательной программы» (кейс) Дата проведения: 19.04.2017 г.
- Оценка индивидуального развития ребенка (авт-сост. Масленникова Т.В., к.п.н., Колупаева Н.И., к.п.н.)
- Сравнительный анализ способов осуществления индивидуальной оценки развития дошкольников с ОВЗ
- Форма для заполнения
- Варианты способов осуществления индивидуальной оценки (раздаточный материал)
- Составление мониторинга индивидуального развития (вариант задания для групповой работы)
- Виртуальная выставка информационных ресурсов и методической литературы (сост. Колупаева Н.И., к.п.н.)
- Дополнительно. Типовое (модельное) положение о проведении оценки индивидуального развития воспитанников (проект, ФИРО)
Организация деятельности в образовательном учреждении по реализации ИПРА ребенка-инвалида
Материалы семинара «Организация деятельности в образовательном учреждении по реализации ИПРА ребенка-инвалида» (кейс) Дата проведения: 15.03.2017 г.
- Организация деятельности в образовательном учреждении по реализации ИПРА ребенка-инвалида (авт-сост. Масленникова Т.В., к.п.н.)
- Перечень информационно-методических материалов по реализации ИПРА ребенка-инвалида
- Кейс «Варианты оформления документации по реализации ИПРА ребенка-инвалида» (для воспитателей и специалистов)
- Маршрутный лист «Описание мероприятий по реализации ИПРА ребенка-инвалида в ООП (АООП) ДО» (сост. Колупаева Н.И., к.п.н)
2016 год
Адаптивные образовательные технологии дошкольного образования
Материалы семинара-практикума «Адаптивные образовательные технологии дошкольного образования (кейс) Дата проведения: 02.11.2016
- Адаптивные образовательные технологии в дошкольном образовании детей с ОВЗ
- Практические аспекты индивидуализации образовательной деятельности в ДОО
- Дифференциация дидактических средств как способ учета особых образовательных потребностей детей с ОВЗ
- Игровые адаптивные технологии в работе с детьми с ОВЗ: универсальные логопедические игры (текст, презентация), интеллект-карта
- Технологии социальной интеграции детей с особенностями эмоционально-волевой сферы и поведения
- «Принимаю и понимаю…». Детям об инклюзии и особенностях развития
- Виртуальная выставка методической литературы и информационных ресурсов
Обучающие фильмы для проведения уроков доброты (по заказу МОиН РФ)
Нормативно-правовые и организационные аспекты дошкольного образования детей с ОВЗ
Материалы семинара-тренинга (кейс) Дата проведения: 20.04.2016 г.
- Банк нормативно-правовых документов, регламентирующих дошкольное образование детей с ОВЗ
- Навигатор ресурсного обеспечения организации получения образования обучающимися с ОВЗ (аннотированный каталог)
- Информационно-методическое сопровождение дошкольного образования детей с ОВЗ
- Видеоматериалы по вопросам дошкольного образования детей с ОВЗ